Эстония

Мировые статуи. Самые известные статуи мира

Скульпторы - мастера трехмерного искусства, которые на протяжении всей истории человечества работают над тем, чтобы придать мрамору, бронзе, дереву и другим материалам невероятные формы. Скульптура всегда была важным способом понять культуру и общество, будь то портретные бюсты великих лидеров или символическое изображение этических принципов.

Если попытаться пересчитать все знаменитые скульптуры в истории человечества, то вы обнаружите, что список бесконечен. Сегодня мы покажем вам 15 самых знаковых и великих произведений этого удивительного изобразительного искусства, о которых должен знать каждый.

Бюст Нефертити, Тутмос, 1345 г. до н.э. Образ, который долгое время являлся символом идеала женской красоты. Сейчас хранится в Новом музее в Берлине.

Терракотовая армия, 3-й век до н.э. Невероятный пример погребального искусства: 8 000 солдат, 130 колесниц, 670 лошадей. Армия была создана для защиты китайского императора в загробной жизни. Ее обнаружили только в 1974 году, когда фермеры копали колодец.

Ника Самофракийская, 190 г. до н.э. Культовый образец эллинистической греческой скульптуры, хранящийся в Лувре.


Венера Милосская, 130 г. до н.э. Легендарная мраморная скульптура, посвященная греческой богине Афродите. Также находится в Лувре.


Давид, Донателло, 1430-1440 гг. Итальянский скульптор Ренессанса Донателло создал своего Давида почти за 100 лет до появления легендарного Давида Микеланджело.

Давид, Микеланджело, 1501-1504 гг. Одна из самых знаковых скульптур в истории человечества.


Статуя Свободы, разработанная Фредериком Огюстом Бартольди и построенная Густавом Эйфелем, 1876-1886 гг. Медная статуя, изображающая римскую богиню Либертас, является символом свободы США.


Мыслитель, Роден, 1880 г. (отлитый в 1904 г.). Шедевр французского скульптора Огюста Родена, который стал символом философии.


Уникальные формы непрерывности в пространстве, Умберто Боччони, 1913 г. (отлитая в 1931 г.). Потрясающая скульптура гениального итальянского художника Умберто Боччони, умершего в 33 года, сейчас представлена в Нью-Йоркском музее современного искусства.


Фонтан, Дюшан, 1917 г. Когда-то Марсель Дюшан поставил мир искусства на уши своим Фонтаном, скульптурой, которая по сути является фарфоровым писсуаром. Новаторская работа бросила вызов всем арт-ценителям и заставила задуматься о традиционных концепциях мастерства и эстетики в искусстве.


Мемориал Линкольна, разработанный Дэниэлем Честером Френчем и отлитый PICCIRILLI BROTHERS, 1920 г. Скульптура, изображающая созерцающего Линкольна, который сидит внутри величественного храма, образующего остальную часть Мемориала Линкольна. В 1930-е годы это пространство стало символом расовых отношений в США.


Птица в космосе, Константин Бранкузи, 1923 г. Серия скульптур румынского художника из мрамора и бронзы, изображающая, скорее не физическое подобие птицы, а чувство движения. В настоящее время оригинальная версия хранится в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке.

Надувная собака, Джефф Кунс, 1994-2000 гг. Художник, ставший автором одних из самых выдающихся работ 20 века, создал целую серию подобных скульптур сверкающих игрушечных псов. Один из них ушел с молотка на аукционе Christie"s за $58.4 млн в 2013 году.


Мама, Луиза Буржуа, 1999 г. Шедевр, который считается символом слияния физической и психологической силы, находится возле музея Гуггенхайма в Бильбао.


Клауд-Гейт, Аниш Капур, 2004 г. Одно из самых известных произведений скандального скульптора находится в Чикаго. На создание такого объекта художника вдохновила жидкая ртуть.


Каждая страна интересна своими старинными и современными достопримечательностями, ежегодно привлекающими сотни тысяч, а то и миллионы туристов. И интересными для посещения местами могут быть не только замки, площади, дворцы и парки, но и скульптурные произведения - статуи. О наиболее известных из них мы и хотели бы рассказать:

"Русалочка" в Копенгагене, Дания

Расположенная в порту города, статуя изображает героиню сказки Г.Х. Андерсена "Русалочка". Миниатюрность изваяния (1,25 м в высоту и вес 175 кг) вовсе не мешает её популярности - статуя относится к знаковым скульптурам, созданным на тему сказок. Возведение "Русалочки" было заказано в 1909-ом году Карлом Якобсеном (сыном основателя пивоваренной компании "Carlsberg"), который был очарован одноимённым балетом.

Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро, Бразилия


Монумент является одним из самых популярных туристических достопримечательностей: около 1,8 млн человек каждый год посещают это место, чтобы насладиться живописными видами города, бухты, горы Пан-ди-Асукар, знаменитых пляжей Копакабана и Ипанема и других символов Бразилии.

"Венера Милосская"


Одна из самых знаменитых древнегреческих скульптур в настоящее время находится в одной из галерей Лувра, Париж, Франция. Статуя Венеры Милосской - богини любви Афродиты с острова Милос - создана из белого мрамора предположительно в 130-100 г.г. до нашей эры, являясь одной из самых древних скульптур из всех существующих на Земле.

Каменные изваяния Моаи на острове Пасхи, Чили


Моаи - это монолитные (вырезанные из спрессованного вулканического пепла) статуи, вес которых может достигать 20 тонн, а высота - более 6-ти метров. Впрочем, известно о находке неоконченной скульптуры 20 метров в высоту и весом 270 тонн. В настоящее время на о.Пасхи находится более восьмисот моаи и все они расположены "лицом" к центру острова.

Статуя Свободы на острове Свободы в Нью-Йорке, США


Один из самых известных в мире монументов часто называется "символом Нью-Йорка, свободы и демократии", при этом является подарком французских граждан к 100-летию американской революции. Высота всего монумента вместе с основанием и пьедесталом - 93 м (от земли до кончика факела), высота непосредственно Статуи Свободы - 46 м (от верха пьедестала до кончика факела).

Колонна Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне, Великобритания


Монумент был возведён в 1840-1843 г.г. в честь адмирала Горацио Нельсона, погибшего в Трафальгарском сражении 1805-го года. Расположенная на 46-тиметровой гранитной колонне, статуя высотой 5,5 м обращена на юг, туда, где находится Адмиралтейство и Портсмут - место расположения флагмана Нельсона, корабля Королевского ВМФ Великобритании "HMS Victory".

"Писающий мальчик" в Брюсселе, Бельгия


Наиболее известная достопримечательность столицы Бельгии представляет собой миниатюрную бронзовую статую-фонтан в виде голого мальчика, писающего в бассейн. О точном времени и обстоятельствах возникновения статуи никто не знает, но существует мнение, что она существует с XV-го века и, якобы, возведена в память о гримбергенской войне, когда на дерево подвесили люльку с сыном Готфрида III-го Лёвенского, чтобы горожане воодушевлялись видом будущего монарха. Малыш же оттуда писал на сражающихся под деревом воинов. Другое мнение сводится к тому, что "Писающий мальчик" был изначально призван напоминать жителям города о мальчике, который струёй мочи потушил боеприпасы, которые неприятель разложил под городскими стенами.

Статуя Будды Майтрейи в Лэшане, Китай


Одна из самых гигантских статуй Будды на планете высечена в скале горы Линъюньшань (провинция Сычуань). Скульптурное произведение на протяжении более 1.000 лет являлось самым высоким в мире. Его создание было начато в 713-м году, при династии Тан, и длилось на протяжении 90 лет. Огромная скульптура достигает в высоту 71 м, при этом голова - около 15 м, ширина плеч - около 30 м, нос - 5,5 м. Каменное изваяние Будды Майтрейи входит в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Статуя Шивы, или Статуя Кайлашнатх Махадев в Санга, Непал

Строительство статуи, которая является самой высокой в мире статуей Бога Шивы, было начато в 2004-ом году и завершено в 2011-ом. Высота монумента, изготовленного из цемента, меди, стали и цинка - 143 фута (около 43,58 м). Статуя Шивы - одна из первых достопримечательностей современного Непала.

Большой Сфинкс в Гизе, Египет


Расположенная на западном берегу реки Нил, монументальная скульптура является древнейшей из всех сохранившихся на нашей планете. Большой Сфинкс является монолитным скульптурным произведением, высеченным из известковой скалы. Издавна принято считать, что лицо льва, лежащего на песке близ погребальной пирамиды Хафра, имеет портретное сходство с фараоном, правившим в 2558-2532 г.г. до нашей эры. Между передними лапами статуи высотой 20 м и длиной 73 м когда-то находилось святилище.

"Родина-мать зовёт!" на Мамаевом кургане в Волгограде, Россия

И, конечно же, нельзя не упомянуть скульптуру "Родина-мать зовёт!", являющуюся композиционным центром памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы". Входит в число самых высоких статуй в мире. Монумент, в виде фигуры шагнувшей вперёд женщины с поднятой рукой, держащей меч, представляет собой аллегорический образ Родины, призывающей своих сыновей и дочерей на борьбу с врагом. Общая высота памятника, изготовленного из блоков предварительно напряжённого железобетона и установленного на бетонном фундаменте глубиной 16 м, достигает 85 м. Сама женская фигура - 52 метра высотой и весом больше 8.000 тонн, а меч, весящий 14 тонн, в длину достигает 33 м.

Планируя путешествие в Грецию , многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты , или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» - особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр .

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

    Касторья, меховый город

    Название Касторья, от слова касторaс,что означает в переводе с греческого- БОБЕР. Это крупный торговый город. Касторьа на протяжении многих веков славился работой мехoторговцев. Посетитель города, не может не заметить шум швейных машин,который исходит из каждого дома. Касторья находится в 50 милях от албанской границы в отдаленном уголке на северо-западе Греции.Он является космополитическим городом. Расположение Кастории- есть не что иное впечатляющее. Окруженный высокими горами Пинд, узкие улицы,и бесчисленные переулки характерны для города,расположенный на озере Орестиада.

    Греция - пелионская деревня Загора

    Катастрофа на Крите

    Марк Цицерон

    Рестораны и таверны в Греции

    Самые распространенные здания в Греции после жилых домов это церкви и таверны. Первые утоляют голод душевный, а вторые, конечно же, телесный. И если история Церкви в Элладе насчитывает почти 20 веков, то история кулинарии все 40! Самая первая поваренная книга на Земле была написана греческим поваром Архестратосом в 330-м году до н.э. Греческая кухня всегда отличалась и отличается наиболее благоприятным влиянием на тело человека и его образ жизни.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Молчание великих статуй хранит множество секретов.

Когда Огюста Родена спрашивали, как он создает свои статуи, скульптор повторял слова великого Микеланджело: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». Наверное, поэтому скульптура настоящего мастера всегда создает ощущение чуда: кажется, что увидеть красоту, которая прячется в куске камня, способен только гений.

Мы в сайт уверены, что практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поделимся несколькими из них.

Рогатый Моисей

Микеланджело Буанаротти, «Моисей», 1513-1515 г.

Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света - что лицо Моисея сияло, а не было рогато.

Цветная Античность

Август из Прима-Порта", античная статуя.

Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования учёных подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.

Страдания Русалочки

Эдвард Эриксен, «Русалочка», 1913 г.

Статуя Русалочки в Копенгагене - одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят вандалы. История ее существования была очень бурной. Ее ломали и распиливали на куски множество раз. И сейчас можно еще обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости заменить голову скульптуры. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 году. В 1984 году ей отпилили правую руку. 8 марта 2006 года на руку русалке был водружен фаллоимитатор, а сама горемыка была забрызгана зеленой краской. К тому же, на спине красовалась нацарапанная надпись «С 8 марта!» В 2007 году власти Копенгагена объявили, что статуя может быть перенесена дальше в гавань, чтобы избежать дальнейших случаев вандализма и для предотвращения постоянных попыток туристов взобраться на неё.

«Поцелуй» без поцелуя

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882 г.

Знаменитая скульптура Огюста Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини», в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры,их обнаружил, а затем убил её муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Но на самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое - Поцелуй (Le Baiser) - было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

Секрет мраморной вуали

Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре мрамора, использовавшегося для этих скульптур. Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя - один более прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какую именно глыбу ищет. Он работал с ней, соблюдая текстуру нормальной поверхности, и шел по границе, разделяющей более плотную и более прозрачную часть камня. В итоге остатки этой прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.

Идеальный Давид из испорченного мрамора

Микеланджело Буанаротти, «Давид», 1501-1504 г.

Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, Агостино ди Дуччо, который безуспешно пытался с этим куском работать, а потом бросил его.

Кстати, Давид, веками считавшийся образцом мужской красоты, не так уж и совершенен. Дело в том, что он косоглаз. К такому выводу пришел американский ученый Марк Ливой из Стэнфордского университета, обследовавший статую с помощью лазерно-компьютерной техники. «Дефект зрения» более чем пятиметровой скульптуры незаметен, поскольку она водружена на высокий пьедестал. По мнению экспертов, Микеланджело намеренно наделил свое детище этим недостатком, поскольку желал, чтобы профиль Давида выглядел идеально с любой стороны.

Смерть, вдохновившая на творчество

«Поцелуй смерти», 1930 г.

Самая загадочная статуя на каталонском кладбище Побленоу носит название «Поцелуй смерти». Создавший ее скульптор до сих пор остается неизвестным. Обычно авторство «Поцелуя» приписывается Жауме Барба, но есть и те, кто уверен, будто памятник изваял Жоан Фонбернат. Скульптура расположена в одном из дальних углов кладбища Побленоу. Именно она вдохновила кинорежиссера Бергмана на создание картины «Седьмая печать» - об общении Рыцаря и Смерти.

Руки Венеры Милосской

Агесандр (?), «Венера Милосская», ок. 130-100 г. до н.э.

Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения фигура была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, между носильщиками произошла драка, и обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.

Прекрасное несовершенство Ники Самофракийской

Ника Самофракийская", II в. до н.э.

Статую Ники нашел на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Руки и голова богини безвозвратно утрачены. Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Интересно, что многократные попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны - все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своем несовершенстве.

Мистический Медный всадник

Этьен Фальконе, Памятник Петру I, 1768–1770 г.

Медный всадник - памятник, окруженный мистическими и потусторонними историями. Одна из легенд, связанных с ним, гласит, что во время Отечественной войны 1812 года Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства, в том числе и памятник Петру I. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со своей скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, - говорит ему Петр Великий, - но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!». Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.